Новости

Как эволюционировало газобаллонное оборудование

Эпоха использования газобаллонного оборудования (ГБО) началась почти два столетия назад и притерпела значительные изменения, меняясь в ногу со временем, с учетом новых автомобилей и современных технологий. В данной статье мы рассмотрим, как менялись поколения ГБО, особенности их конструкций и чем они отличаются друг от друга.

В 1823 году в Англии был создан первый газовый двигатель внутреннего сгорания, работающий на смеси водорода, метана и угарного газа. Постепенно автомобили и соответствующее оборудование становились все более совершенными, а двигатели начали массово производиться. В России уже в 1928 году были проведены испытания газогенераторной установки, позволяющей перерабатывать древесину, уголь и торф.

В конце 1930-х годов появилось ГБО, подобное современному, хотя с некоторыми различиями. Грузовики начали оснащаться баллонами, которые заправлялись газом на специальных станциях.

С тех пор как были введены первые грузовики, работающие на газе из баллона, технология прошла через несколько этапов развития. Поколения ГБО отличаются типом топлива, конструкцией и системой питания. Рассмотрим каждое поколение более подробно.

Первое поколение ГБО

Первое поколение ГБО устанавливалось на автомобили с карбюратором. Преимущественно использовалось топливо пропан-бутановой смеси. Принцип работы основан на регулировании давления газа, сжиженное топливо проходит через испаритель, который превращает его в пар, затем направляется в редуктор и проходит механическую дозировку количества подаваемого газа. Отличие первого поколения ГБО от более современного заключается в том, что испаритель и редуктор представляют собой два разных блока, позднее эти блоки были объединены в один.

ГБО первого поколения имеет относительно низкую стоимость, однако такая установка уже не соответствует современным требованиям и принципам безопасности, поэтому не рекомендуется для установки.

Второе поколение ГБО

Главным обновлением во втором поколении ГБО является замена вакуумного запорного клапана в редукторе на электромагнитный. В салоне автомобиля появилась кнопка переключателя вида топлива, что позволило водителям выбирать используемый вид топлива, не выходя из машины.

Второе поколение ГБО уже соответствует экологическим требованиям Евро 1. Появилась возможность установки не только на карбюраторные двигатели, но и на двигатели с инжектором с распределенным впрыском топлива.

Второе поколение ГБО стало еще одним шагом вперед в развитии экологически чистого топлива, предоставляя водителям больше возможностей и удобство при использовании.

Третье поколение ГБО

Третье поколение ГБО предназначено для использования на автомобилях с инжекторным двигателем. Основное изменение третьего поколения ГБО заключается в большем добавлении электронных систем, таких как датчик температуры редуктора и автоматическая коррекция подачи топлива. Благодаря установке контроллера, который считывает показания с датчика кислорода, появилась возможность автоматически регулировать количество газовой смеси, обеспечивая оптимальную работу двигателя. Такие улучшения позволили производителям ГБО достаточно точно регулировать подачу газовой смеси и соответствовать экологическим нормам Евро 2.

Третье поколение ГБО так же, как и первые два является устаревшим и автовладельцам рекомендуется выбирать более современные версии ГБО, которые обладают более совершенными технологиями и соответствуют современным стандартам.

Четвертое поколение ГБО

Четвертое поколение ГБО значительно улучшилось по сравнению с предыдущими версиями и представляет собой идеальную систему для инжекторных двигателей. Полностью автоматизированный процесс работы ГБО и быстрая работа двигателя с сохранением мощности помогают автовладельцу эффективно использовать автомобиль в различных условиях и эффективно экономить на топливе.

Основное отличие четвертого поколения ГБО заключается в том, что оно полностью повторяет структуру бензинового инжектора. Каждый цилиндр автомобиля оборудован собственной газовой форсункой, которая осуществляет впрыск газовой смеси непосредственно в цилиндр. Это позволяет снизить давление на редукторе и обеспечить точный впрыск газовой смеси в нужное место в нужное время.

Также четвертое поколение разработано для автомобилей с прямым и комбинированным впрыском, так называемое четвертое поколение «+». В автомобилях с прямым впрыском бензина форсунки расположены непосредственно в камере сгорания. Для данной системы газобаллонного оборудования была разработана специальная электроника, которая позволяет управлять как газовым, так и бензиновым впрыском, обеспечивая возможность комбинировать их в оптимальном соотношении.

Электронный блок управления с возможностью индивидуальной настройки, собственные газовые форсунки и электронные датчики, технологически встроенные в бензиновую систему автомобиля, привлекают порядка 90% автовладельцев сделать выбор в пользу четвертого поколения ГБО.

Пятое поколение ГБО

Пятое поколение ГБО представляет собой не модернизированную систему предыдущих поколений, а совершенно новую технологию работы газобаллонного оборудования для автомобилей с распределенным впрыском. В пятом поколении ГБО отсутствует редуктор, и газовая смесь поступает не в парообразном состоянии, а сразу в жидком виде. Давление в системе поддерживается постоянным за счет топливного насоса, расположенного в баллоне с газом. Соответственно газовое топливо циркулирует под даванием по кольцу, и газовые форсунки впрыскивают необходимое количество газовой смеси. Также ГБО пятого поколения имеет меньший размер и вес, что делает его более удобным и эффективным.

Пятое поколение ГБО обеспечивает высокую мощность двигателя, экономичный расход топлива и удобство использования. Однако высокая стоимость установки и обслуживания могут быть значительными препятствиями для автовладельцев при принятии решения о переходе на данное поколение ГБО, так как окупаемость такого оборудования может составить порядка 5 лет, в зависимости от пробега.

Шестое поколение ГБО

Шестое поколение ГБО представляет собой инновационную разработку для двигателей с прямым и комбинированным впрыском, значительно отличающихся от четвертого поколения ГБО для таких же двигателей.

Основным отличием шестого поколения ГБО является интеграция в штатную подачу топлива автомобиля, что предоставляет системе возможность легко переключаться на газ или бензин автоматически в зависимости от режима движения и предпочтений водителя. При помощи электрического насоса газ в баллоне подается в блок клапанов и далее через насос высокого давления и бензиновые форсунки в камеру сгорания двигатель. Такая система работы клапанов позволяет не использовать бензин при старте.

Так же, как и пятое поколение, шестое поколение ГБО отличается не только высокой технологичностью, но и достаточно высокой стоимостью. В настоящее время шестое поколение ГБО пока что эксплуатируется только в Европе.

Шестое поколение ГБО представляет собой значительный прогресс в развитии этой технологии, предлагая интегрированную и удобную систему использования газа в качестве альтернативного топлива. Несмотря на ограничения использования в настоящее время, это поколение ГБО обещает быть перспективным решением для улучшения экологической и экономической эффективности автомобилей.
Источник: РБК
Новости